Фрагмент для ознакомления
2
1. Организационная форма управления акционерным обществом
Любое юридическое лицо, в том числе акционерное общество (далее по тексту также АО),
приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы,
действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Данное положение устанавливается ч. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Однако для того чтобы дать полную характеристику органов управления хозяйственных обществ,
уставный капитал которых разделен на определенное число акций, необходимо дать определение
термину «орган управления юридического лица».
Несмотря на то, что в указанной выше норме законодательства закреплено положение о том, что
юридическое лицо принимает на себя гражданские права и обязанности через свои органы
управления, ГК РФ не дает четкого определения, что такое орган управления. Кодифицированный
закон лишь раскрывает способы управления обществом.
Управление акционерным обществом предполагает наличие механизма или систему
взаимодействия участников и способы, при помощи которых они представляют свои интересы.
Процедура управления акционерным обществом предполагает комплекс действий, которые
необходимы для формирования и достижения целей организации.
Корпоративное отношение, будучи разновидностью отношения гражданского, тем не менее, имеет
свои особенности, отличающие его от иных видов гражданских правоотношений.
Однако в научной литературе имеются и иные мнения относительно не только природы
корпоративного отношения, но и его объекта. Однако при всем своем многообразии данные точки
зрения, тем не менее, схожи в одном - в отсутствии непосрдетсвенной нацеленности на получение
материальных благ участниками корпоративных отношений. Это и позволяет конкретизировать
объект корпоративного отношения не просто как участие в деятельности корпорации, а как участие с
целью получения (преумножения) материальных благ. При этом сами материальные блага объектом
корпоративных отношений быть не могут, поскольку их создание не является непосредственной
целью вступления в данные отношения. Это делает возможным вступления в корпоративные
отношения не только частных лиц всех форм собственности, включая некоммерческие организации,
3
но и публичных образований, хотя, бесспорно, их участие в корпоративных отношениях несколько
осложняется наличием иммунитета, влияющего на особый их правовой статус и, как следствие,
порождает специфику правоотношения ответственности с участием государства .
Действительно, право не оказывает непосредственного воздействия на вещи, оно может
воздействовать только на поведение людей, регулируя их деятельность по приобретению и
использованию вещей .
Нацеленность на организационную деятельность позволяет также провести отличие и между
корпоративными и вещными правами. Объектом вещных прав всегда является движимое или
недвижимое имущество, в то время как объектом корпоративных прав является непосредственно
деятельность субъекта права. В связи с этим в литературе подчеркивается, что корпоративные права
не имеют абсолютный характер. Они обращены не к неограниченному количеству лиц, а к
конкретным субъектам права, а следовательно, являются разновидностью относительных прав .
2.Предпринимательская среда и её характеристика
Обычно понимают предпринимательскую среду как совокупность определенных условий, в которых
функционируют бизнесмены. В качестве основных составляющих предпринимательской среды они
отмечают экономический, социально-культурный, технологический, институциональный,
территориально-географический компоненты.
В широком смысле под предпринимательской средой можно понимать сложившуюся в стране
благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию,
обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия
предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех
субъектов рыночной экономики. Утверждение о благоприятной сложившейся ситуации является
дискуссионным, т.к. оно подразумевает совокупность неких идеальных условий, благоприятных для
всех субъектов предпринимательства без исключения, что в реальной практике представляется
недостижимым. В условиях рыночной экономики дееспособные граждане, склонные по своим
личностным качествам к предпринимательской деятельности, занимаются данной деятельностью
независимо от того, благоприятная ситуация сложилась в стране в целом или на конкретном рынке в
частности. При наличии негативных тенденций в предпринимательской среде будет снижаться
численность предпринимательских структур, численность занятых на них работников, оборот,
инвестиции в основной капитал, будет замедляться экономический рост в целом. Благоприятными
или неблагоприятными изменениями в предпринимательской среде определяются стратегии
поведения предпринимателей на рынке, но никак не существование самого предпринимательства
как вида человеческой деятельности.
В предпринимательскую среду также входят такие социально-экономические условия, которые
обеспечивают самостоятельность деятельности предпринимателя, минимизируют риск его
деятельности, придают законные гарантии его ответственности, обеспечивают мотивацию его
деятельности на коммерческий успех и социальную ответственность, то есть уделено внимание
правовому механизму ответственности предпринимателя и социальной ответственности бизнеса.
3. Стратегии роста малых предприятий
Малое предпринимательство во всех странах мира является универсальным инструментом участия
миллионов граждан в экономической жизни страны, в системе международного разделения труда.
Развитие малого предпринимательства выступает одним из главных факторов развития демократии
4
и построения среднего класса, меры рыночных преобразований и открытости экономики. В условиях
возрастании уровня конкуренции на товарных, технологических и финансовых рынках приобретает
особую актуальность необходимость разработки высококачественных стратегий развития малых
предприятий. При этом почти не проводятся исследования системных особенностей процессов
развития предприятия, их связи со многими смежными и, на первый взгляд, автономными
экономическими явлениями, не разрабатываются методики оценки его эффективности и
комплексные механизмы управления этими изменениями.
С современных позиций стратегического управления (на основе концепции «жизненного цикла»)
предлагается управлять развитием предприятия на основе следующих основных стратегий: развитие
товара; развитие рынка; развитие предприятия на основе диверсификации; развитие предприятия на
основе интеграции.
Существует четко сложившееся общепринятое в мировой практике представление о месте малого
бизнеса в структуре развитых экономических систем и о принципах административно-правового его
регулирования. Вместе с тем типовая модель общественно-правовых отношений, связанных с
функционированием малого бизнеса, существенно дифференцирована по разным национальным
экономическим системам. Наибольшее ее своеобразие обусловлено характером исторического
процесса развития национальных экономик.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. 21.07.2014) //Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) //
Российская газета, № 101. 07.05.2014
3. Федеральный закон от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» (ред. от 29.06.2015, с изм. от
29.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 1
4. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2009. Т. 1. 1006 с.
5. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве:
монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. М.:
Юстицинформ, 2015. 656 с.
6. Корпоративное право: учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред.
И.С. Шиткина. 2 - е изд., перераб. и доп. М: КНОРУС, 2015. 1080 с.
7. Кривенкова М.В. Проблема ответственности государства по национальному законодательству
// В сборнике: Наука, технологии и коммуникации в современном обществе Материалы
республиканской научно - практической конференции с международным участием, в 2 томах. 2010.
С. 185 - 186.